Академия

Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду

На половине пути к Врубелю, справа от портала отделяющего зал Василия Перова от пейзажистов, находится картина так сильно потемневшая, что ее можно и не заметить. Только линии золотого асиста все еще резко выделяются на темном полотне картины.


Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду, 1878

Задержимся у этой картины...Collapse )

Академия

Иван Крамской. Христос в пустыне

Зал Ивана Крамского в Третьяковской галерее находится прямо напротив Врубеля. Первая картина, на которую обращаешь внимание, входя в этот зал - это "Христос в пустыне". Я люблю посидеть перед этой картиной на очень удобно распаложеной скамейке.


Крамской Иван. Христос в пустыне, 1872


На картине изображен...Collapse )
Искусство XX век

Глава 4. “Типографская революция”

Еще одним способом разрушить привычный облик книги стали опыты с типографским набором. Его разрушение воспринималось футуристами в качестве одной из важнейших «акций» на пути создания «новой азбуки для новых звуков».[1, с. 244] Конечно же, прежде об этом говорят манифесты «отца футуризма» Маринетти, в которых он последовательно расшатывал устоявшиеся представления о типографском наборе:
«Пунктуация больше не нужна. Когда прилагательные, наречия и служебные слова будут отменены, сам по себе возникнет живой и плавный стиль без глупых пауз, точек и запятых. Тогда уж пунктуация будет совсем ни к чему. А чтобы указать направление или что-нибудь выделить, можно употребить математические символы + — × : = >< и нотные знаки.» [3, с. 163]
«Мы будем употреблять также на одной и той же странице чернила трех, четырех различных цветов и в случае надобности двадцать различных шрифтов. Например курсив для серий сходных и быстрых ощущений, жирный для бурных звукоподражаний и проч.» [1, с. 245]


Василий Каменский. Фотография. 1914 г.

Примерно в то же время...Collapse )
Искусство XX век

Глава 3. Литографированная книга

Под странным названием «книги самописьма» футуристы имеют в виду не что иное как литографированные книги. Новый язык футуристической поэзии требует качественно иного способа организации и ритмизации текста внутри полосы издания. Хлебников не раз отмечал образно-смысловую нагрузку, которую заключает в себе почерк писателя. В своих статьях и манифестах поэты-футуристы: Хлебников, Крученых, Кульбин не раз затрагивают ряд важных и неисследованных вопросов: о звуке и его графическом выражении, о графике печатного и рукописного слова как добавочном выразительном средстве, о синхронном воздействии в поэзии смысла, звучания и начертания слова. [1, с. 70] Хлебников критикует типографский набор, где литеры «вытянуты в ряд, обиженные и пристыженные, и все одинаково бесцветны и серы» и подчеркивает два положения об автографической книге: «1. Что настроение изменяет почерк во время написания. 2. Что почерк, своеобразно измененный настроением, передает это настроение читателю независимо от слов». Из этого Хлебников заключает, что автору следует «вручить свое детище не наборщику, а художнику». [1, с. 71, 74]


Н. Гончарова и М. Ларионов на фоне декорации к опере-балету «Золотой петушок»
в мастерских Большого театра, Москва (1913)


Протестуя против якобы...Collapse )
Искусство XX век

Глава 2. Начало издательской деятельности группы «Гилея»

Наибольший интерес представляет уже упомянутая группы «Гилея». — первая футуристическая группа. В 1910-х годах прошлого века известность «гилейцев» действительно превосходила остальных представителей этого литературного течения. Возможно, потому, что их творчество наиболее соответствовало канонам авангарда. Они называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне» (это название предложил Хлебников). Годом ее основания принято считать 1908-й, хотя основной состав сложился в 1909-1910 гг. [3]


Футуристы Б. Лифшиц, Н. Бурлюк, В. Маяковский, Д. Бурлюк, А. Кручёных. (1912)


Членами Гилеи были...Collapse )
Искусство XX век

Глава 1. Предпосылки возникновения футуристической книги в России

Слово «футуризм», пожалуй, знакомо каждому. Многие смогут датировать это литературно-художественное течение началом XX века, точнее, предвоенными годами. Непременно вспомнят, что основоположником футуризма был итальянец Томазо Маринетти, призывавший в своих «манифестах» сжигать музеи. Мысленному взору предстанет молодой Маяковский, декламирующий стихи в желтой кофте…


Казанская афиша гастрольной поездки футуристов.1914

Русский футуризм для русского же человека пока остается terra incognita. И хотелось бы сослаться на советское наследие, но нельзя. Вот уже 25 лет прошло с момента остановки пропагандистской машины, но до сих пор в справочных изданиях русский футуризм определяется как один из «всяческих “измов”» [5, с. 886-887] и редко где можно встретить самоназвание «Будетляне». [9]
Read more...Collapse )
Искусство XX век

Философско-религиозные общества и искусство

Дэниел Хантингтон. Философия и христианское искусство (1868)


Вот уже несколько лет меня не оставляет Авангард. Не только как культурный феномен, но прежде всего как духовное явление. Конец XIX и начало XX века многими мыслителями Европы оценивалось как критическая. Нет никакой возможности локализировать этот надлом какой-то одной сферой общественной жизни, или страной, или социальным классом. Кризис охватил весь христианский мир. Безусловно, определенные сферы человеческой мысли испытывали небывалый подъем: научно-технический прогресс, успехи медицины, небывалый рассвет философской. Но даже эти достижения человечества рассматривались современникам как симптом упадка. Человек перестал находить однозначные ответы на свои вечные вопросы. Твердая почва буквально уходила из под его ног. Традиционная религиозность, монархия, этика, эстетика, объективная реальность – все, что казалось прочным как гранит, рассыпалось в руках и песком струилось сквозь пальцы. Будто могучие тени Пиррона из Элиды и царя Экклизиаста вернулись на землю, чтобы вновь провозвестить победу скепсиса.
Read more...Collapse )
Искусство XX век

Эволюция портрета за 100 лет

Портрет это самый интересный жанр в искусстве, будь то живопись, скульптура или даже литература. Зачастую портрет говорит нам об обществе в целом гораздо больше, чем об изображенном на портрете человеке. Во что он одет, где он находится, какие вещи изображены рядом с ним, на чем акцентируется внимание зрителя, что остается в тени, что вообще не изображено на портрете? На все эти вопросы отвечает прежде всего заказчик, будь то частное лицо или общественный вкус. Художник же вынужден лавировать между Сциллой и Харибдой. Только от его личного таланта и мастерства зависит, будет ли портрет правдив невзирая на все условности, не потеряет ли он своих эстетических качеств спустя столетия.
Новый век принес новые веяния. Художники завоевали право изображать кого угодно и как угодно. Но и в этих условиях портрет остался своеобразным зеркалом развития творческой мысли.
Проследим за этим развитием на примере нескольких портретов.


Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет графини д'Оссонвиль (1845)
Read more...Collapse )
Искусство XX век

Трансграничность в жизни и творчестве Пита Мондриана

Рубеж XIX-XX веков стал временем великих перемен. Социальная и культурная ситуация позволила великим мыслителям своего времени, таким как Николай Александрович Бердяев и Освальд Шпенглер говорить о системном кризисе всех сложившихся институтов европейского общества: экономических, политических, культурных.
Вот, что писали эти философы о своем междувременьи: «На вершинах давно уже происходит кризис культуры, в то время как в низинах нет ещё никакой культуры.» [Н.А. Бердяев. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии (1923)]. «Преобладание рационализма, перенасыщенность техникой, рост больших городов, демократия, космополитизм и пацифизм — признаки фазы упадка цивилизации, и скептицизм есть для нее единственно возможная философия.» [О. Шпенглер. Закат Европы (1918-1924)]
В континентальной Европе кризис классической школы искусства заставляет некоторых молодых художников, позднее названных импрессионистами, уйти от заученных канонов изобразительного искусства на открытый воздух, в прямом смысле этого слова. На смену механическому построению приходит прямой диалог художника и натуры. Эксперименты кубистов, фовистов, футуристов шаг за шагом разрушали объектность реальности. Постепенное развитие идеи «l'art pour l'art» приводит к появлению нефегуративного, абстрактного, искусства.
Весь путь от классического салонного пейзажа до чистой абстракции мы можем пройти, если последуем за великим нидерландским художником и новатором Питом Мондрианом.
Питер Мондриаан родился в 1872 году в небольшом голландском городке Амерсфорте в семье каливинистов. В Амстердаме он получил классическое художественное образование. Первые работы Мондриаана были пейзажами настроения, вполне выдержанными в духе XIX века. Однако критики уже тогда отмечали «потусторонность» картин молодого художника и его склонность к символизму. Мондриаана не устраивает достигнутое мастерство, и он начинает экспериментировать с композицией и цветом. Интересен выбор объектов для рисования: например, мельницы, стволы деревьев. В этом уже можно усмотреть резкие вертикальные и горизонтальные линии, или каркасную сетку его будущих картин.

Рисунок 1 Остзейская мельница вечером 1907—1908
Примерно в это же время...Collapse )
Ренессанс

Три знака Нового Времени

Настало время поговорить о выставке "Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо", проходящей сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Не буду долго распространяться о том, что на выставке представлены картины из той самой Академии города Бергамо, которая гордо пронесла через три столетия благородное имя своего основателя Джакомо Каррара. В мои планы так же не входит перечислять все гениальные произведения (коих на выставке 58!) или давать обширные выкладки о культуре Ренессанса. В своей небольшой статье я расскажу всего о трех работах. Не потому что они кажутся мне наиболее выдающимися или характерными, признаюсь, я выбрал их почти случайно.

От прошлого в будущее


Джованни Беллини. Мадонна с младенцем (1510)

Современному зрителю может быть трудно понять, весь дух свободы и противоречий, заключенный в этой небольшой доске. По сравнению с более ранней работой самого Беллини, которую мы так же видим на выставке, эта Мадонна, написанная на глухом фоне, выглядит возвратом к готике. Но стоит задержаться у этой картины, чтобы получше рассмотреть тонкую золотую штриховку света или виртуозно написанную этикетку с подписью художника, и вы почувствуете живую энергию, исходящую от нее.

Read more...Collapse )