Искусство XX век

Вадим Сидур. Похороны

Еще одна работа скульптора-шестидесятника Вадима Сидура, которую можно увидеть на выставке «Скульптуры, которых мы не видим», проходящей в данный момент в Манеже. Я не стал включать ее в свой обзор, так как хотел поговорить о ней отдельно.


Вадим Сидур. Похороны

Как и многое в творчестве Вадима Сидура, эта небольшая скульптура может показаться мрачным гротеском, но только для зрителя, не знакомого близко со смертью. Сама нетипичность скульптуры должна подтолкнуть нас к пониманию, того, что перед ним не изображение похоронной процессии: где это видано, чтобы три человека несли гроб на уровне груди? Вадим Сидур изображает духовные процессы, которые происходят в человеке, провожающем своего ближнего в последний путь. Почему мертвое тело проходит сквозь грудь живых людей? Да потому что мы хороним часть себя, часть своего мира. Потому что наши мертвецы это то, что объединяет нас в общий род.
Из четырех фигур скульптор наделил лицом только усопшего. Возможно, он хотел этим сказать, что только о завершенной жизни можно говорить как о чем-то определенном. В то время как живущие все еще находятся в процессе формирования. Возможно, здесь передается психология скорби: люди как автоматы выполняют свой последний долг перед умершим. Воспроизводят раз и на век установленные действия не рассуждая о смысле этого ритуала. И в Советском Союзе граждане-атеисты погружали своих мертвых в землю. Как их деды и прадеды со возглашением: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, Един Бессмертный, а мы – все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». [1] Так же и далекие предки современного человека отдавали Земле своих мертвецов с верой в новое рождение.

Около семи тысяч лет назад, в эпоху Неолита, чтобы не расставаться со своими предками, человек начал вести оседлую жизнь. Мертвых хоронили прямо в полу хижин-землянок. Спустя некоторое время, после разложения мягких тканей, из могилы вынимали череп. С помощью глины и простых украшений, вроде ракушек каури и семян, на черепе реконструировали лицо любимого родственника и он вновь жил со своим родом на специальных полках [2]. Откуда об этом мог знать простой советский скульптор Вадим Сидур? Конечно, он этого не знал. Но, может, почувствовал за этими обрядовыми формами могучую философскую мысль древнего человека. Возможно, эти ощущения Сидур передал в этой скульптуре.

___________________

[1] Из чина панихиды в Православии.
[2] О культуре и религиозных представлениях древнего человека см. курс профессора Андрея Борисовича Зубова: «История религии. Доисторические и внеисторические религии» книга и запись лекций.